+7 (916) 307 42 09
[email protected]
  • Корпоративная регата в Москве и Подмосковье
    Мероприятия под ключ от 4 000 руб/чел
    Эффективное командообразование
  • Международные парусные регаты
    Опыт не требуется
    Позволь себе это сейчас!
  • Обучение яхтингу
    Начало - каждую неделю
    Получи собственные права капитана!
  • Отдых на маяке
    на самом краю Земли
    А вы когда-нибудь заглядывали за горизонт?
  • Аренда каюты на яхте
    с обслуживанием на борту
    Сейшелы, Мальдивы, Куба, Маврикий, Тайланд, etc
  • Аренда яхты в Москве и по всей России
    Романтика моря совсем близко

Путешествие на яхте по Норвежским фьордам

Мероприятие: Круиз по юго-западному побережью Норвегии (Июль 2011)
Участница и автор текста: Венера Кагирова

С первого момента пребывания в Норвегии обращаешь внимание на то, что здесь безупречная экология: воздух не просто свежий, а прохладный, кристально чистый и прозрачный. Огромное количество лесов, горных рек  и озер поражает воображение.  Невольно вспоминаешь о жителях российских городов, особенно Москвы, где каждый мечтает построить дом у воды. Здесь можно легко реализовать свою мечту - вода здесь везде. И дома просто рассеяны по всей территории страны, включая далекие маленькие островки во фьордах и в Атлантике.

Марина Hjellestad, из которой мы выходили, находиться в 10 минутах езды от аэропорта Бергена. В марине есть продуктовый магазин, в котором можно купить все необходимое на неделю. Нужно сразу отметить, что продукты питания в Норвегии стоят приблизительно в 1,5 раза дороже, чем в России, а цены в ресторанах раза в 2 выше, чем в среднем по Европе. Прилетели рано утром, у нас было  достаточно времени на поездку в Берген. Нельзя однозначно сказать, что является главной достопримечательностью города: Ганзейская набережная или рыбный рынок. Мы первым делом  направились на рыбный рынок и не смогли устоять перед искушением попробовать морских гадов во всем их разнообразии. Здесь, на глазах потенциальных покупателей готовятся семга, лобстеры, креветки, треска, мясо кита, а также множество других видов рыбы и морских обитателей. А поднявшись по канатной дороге Флейен над Бергеном, с вершины горы можно, как на ладони, увидеть всю панораму города:  видны Гензейская набережная и квартал Брюгген, городской порт и парк. 

Возвращаясь, мы преодолели достаточно большое расстояние до марины всего за 30 минут! Просто потому, что ехали по дорогам, на которых никогда не бывает пробок. Мы их так ни разу и не увидели до конца путешествия. После Московского трафика сложно поверить, что такое возможно. 

На следующее утро выходим курсом на Rosendal. Идем под моросящим дождем, но никто не обращает на погоду внимания. Весь экипаж поражен необычной, завораживающе спокойной красотой здешних мест! Путешествуя по фьордам Норвегии, вы можете увидеть и водопады, и бесконечные хвойные леса, и аккуратные белоснежные дома местных жителей, и снежные вершины и, конечно, ледники. Часа через два дождь прекращается, мы заходим в узкий пролив между фьордами – ширина не больше 150 метров. 

Увидев местный катер с рыбаками, мы поняли, что рядом рыбное место, и решили забросить удочку. Интуиция не подвела, мы поймали свою первую рыбу – это была скумбрия весом с килограмм. Потом еще был успех….. Однако другая лодка была более компетентной в рыбном деле. В итоге, наловили столько, что даже приходилось выпускать по 20-30 шт. в день! 

Поднимаем парус и продолжаем путь на Rosendal. Вдруг, неизвестно откуда, может с гор, сходит шквал около 30 узлов… и лодку хорошо приложило!:) Как известно, ветер во фьордах, как правило, дует либо «в морду», либо в … спину. Часто в узостях нет места для лавировки. Да и шквалы с заходом ветра до 90 градусов тоже нередки. Поэтому сэйлинг в Норвегии преимущественно «дизельный». Есть и еще одна особенность – прокладывая маршрут, обязательно нужно смотреть карты! Нам на лодке достались не Imray, а местные…! С первого взгляда не разберешь – неисчислимое количество островов, проходов и шхер. Глубины везде разные, приливы и течения тоже. Чем дальше на север, тем больше и сильнее. Масштаб соседних листов карт тоже оказался разный! Генералки нет ни одной. Вообще нечего сказать – «очень удобно» делать классическую прокладку. Кроме того, при составлении маршрута, нужно учитывать высоту мостов и……линий электропередач! Они тоже обозначены только на карте. На чартплотере их нет. 

Так вот, уходя от навигационной темы к живописной, пришли в Rosendal. Там опять встретились со шквалами. Марина расположена в долине у самого подножия горы, мест нет. С гор периодически спускаются сильные порывы ветра... Без подрульки нос уносит на раз! Пришвартовались, извините, только с третьей попытки. И еще нам порекомендовали тщательно крепить лодку на ночь, поскольку за два дня до нашего прибытия, марину сильно потрепало... были жертвы в матчасти. 

Rosendal является очень популярным местом среди туристов и яхтсменов. Поэтому лучше всего приходить в марину не очень поздно, чтобы можно было встать у пирса. Марина относительно большая, но никакой привычной капитанерии, как в Средиземке, нет. Оплата стоянки на вашей совести через терминал на пирсе (в некоторых местах нужно просто положить деньги в почтовый ящик!). Недалеко от марины Rosendal есть информационный туристический центр, где вам дадут карту, расскажут про достопримечательности городка, покажут как к ним пройти. Здесь стоит посмотреть сад камней: он особенно красив в дождливую погоду. Можно дойти до самой знаменитой достопримечательности – усадьбы барона Розендаля с симпатичным садом из роз. Мы рекомендуем посвятить половину дня прогулке вдоль горной реки до красивейшего водопада в горной долине. Вы увидите абсолютно дикие места, не тронутые цивилизацией: луга с пасущимися овечками, леса, утопающие во мху, и множество переплетающихся между собой горных рек. 

Рано утром следующего дня решили несколько отклониться от ранее выбранного маршрута, и вышли курсом на Sundal. Погода чудесная: светит яркое солнце, по небу неспешно плывут белые облака…полный штиль. В водной глади отражается, словно в зеркале, бездонное небо, уходящее в бездну! При входе во фьорд, встречаем огромный водопад, воды которого с шумом падают с 30 метровой высоты прямо в море – потрясающее зрелище! Едва перевели дух восхищения водопадом, как перед нами открылась не менее завораживающая картина – окруженная горами и освещенная ярким солнцем поляна с красочными норвежскими домиками… Сразу представляется картина как  в древние времена на фоне этой красоты викинги выходили в море… 

Высоко в горах виден ледник Фолгефонна. Это третий по величине ледник в Норвегии. На яхте с моря можно проследить длинный путь, который проходит вода от ледника по горной реке, и впадает в море прямо рядом с нами. Согласно описанию этой марины, здесь должно быть 35 мест для лодок (наверное, считают по 3 лагом). На самом деле мест у причала существенно меньше – максимум 10. Когда пришли в бухту, все было занято. Но пока мы любовались пейзажем, к нашему счастью парусная лодка отошла от пирса и мы тут же встали на ее место. Инфраструктура марины оказалась весьма скромной, тем не менее, за 10 евро (столько стоит ночь в марине) гости могут воспользоваться электричеством, душем, заправиться водой. Даже есть маленький магазинчик. Напротив пирса раскинулся автокемпинг. Норвежцы съезжаются сюда, чтобы попасть в уникальный Национальный парк Фолгефонна. Хозяйка марины – милая пожилая женщина, с удовольствием раздает карты и рассказывает туристам, как дойти до главных достопримечательностей парка. 

Итак, мы вышли по направлению к Национальному парку с твердым намерением увидеть ледник Фолгефонна. Наша дорога пролегала вдоль живописной горной реки, еловый лес со сказочным мхом  сменялся полянами с кустарником и дикой черникой. Там же, позвякивая своими колокольчиками, мирно пасутся кони, коровы и овцы. Приблизительно через час пешей прогулки приходим на развилку с картой-описанием двух дорог и красот на норвежском языке. Насколько мы смогли понять норвежский, у нас две возможности – направо пойдешь – коня потеряешь, налево пойдешь, сам умрешь….:)) Мы так и решили – идем налево! Что там мешкать! Не нужно бояться трудностей… И вот мы карабкаемся вверх градусов под 45, в надежде дойти до ледника! Каждый шаг, кажется, приближает нас к мечте, и мы упорно ползем все выше и выше, поскольку «ледник» магическим образом манит и манит… Где-то через час выходим на высоту в 400 -500 метров, с которой открывается потрясающий вид на ледниковое озеро с бирюзово-зеленой водой. Еще через час мы снова видим это озеро, но его размеры уже уменьшились раза в два, значит мы на верном пути Еще через полчаса изможденная восхождением группа разделилась! Одна часть продолжила свой путь на ледник, в то время как другие услышали голос  троллей «Дураки, куда вы лезете? Нет там никакого ледника!» В результате ни первые, ни вторые не пожалели о своем решении. На покоренной вершине фьорда оказалось действительно очень холодно, лежал снег, горные реки струились прямо изо льда, но самого ледника (в нашем понимании) так все-таки не было… Он был в 20 милях к северу, куда мы не дошли. Зато одна лодка флотилии дошла, и экипаж был вознагражден катанием летом на горных лыжах! Да, и что удивительно - отважные норвежцы живут и на леднике, на высоте 1400 метров!

Ледниковое озеро же оказалось всего в 15 минутах ходьбы от упомянутой развилки дороги. Оно образовано многочисленными водопадами, которые стекают с гор в озеро. Обойдя его, можно увидеть  самый красивый из этих водопадов. Вокруг ни души, грохот падающей и рассыпающейся воды, которая через сотню метров затихает и впадает в удивительно красивое, спокойное озеро – вот все, что нужно человеку, который устал от ритма большого города!

На обратном пути еще раз взглянули на описание туристического маршрута и с удивлением обнаружили, что пройденный путь на ледник – это дорога самого высокого уровня сложности в трекинге. Прохождение этого маршрута требует наличия специальной одежды и обуви, серьезной физической подготовки (уровня эксперта) - так думают наивные норвежцы… Наши люди покорили ледник в шортах и кроссовках со штативом, рюкзаком и двумя литрами пива!

Рано утром следующего дня мы оставили Sundal и пошли на юго-запад в сторону островка Espevaer. Облака еще с вечера нависли низко над морем и казалось, что они стекают с гор и вот-вот накроют нас. Всю минувшую ночь лил сильный дождь. Утром он ненадолго прекратился и вскоре начинался снова. Погода в Норвегии вообще очень переменчива: может светить яркое солнце, а буквально через 30 минут набегут облака и начнется дождь, который прекратится через 15-20 минут. Местные жители зачастую просто не обращают на это внимание и даже не укрываются под зонтами.

Через пару часов вновь появилось солнце. Стало жарко настолько, что некоторые члены экипажа переоделись в купальники. Чем ближе мы подходили  к Espevaer, тем чаще вместо привычных фьордов появлялись не менее живописные шхеры.  Espevaer – это уютная маленькая рыбацкая деревушка, расположенная на одноименном острове. Здесь постоянно живут всего 140 человек. Аккуратные белоснежные домики рассредоточены по всему острову. От местных пейзажей веет покоем и умиротворением. Прогулка здесь нам показалась не менее интересной, чем покорение фьордов. Чистые с ровным асфальтом улочки, клумбы с цветами… в окнах домов обязательные атрибуты – чайка, парусник или маяк. Неожиданно встретили там молодую девушку Вику из Полтавы, которая работает няней в семье. Она безумно обрадовалась, что первый раз увидела русских, которые зашли на этот остров! И никак не могла с нами наговориться. 

На следующий день выходим в Leirvik. Этот город считается муниципальным центром, а на самом деле, это просто  обычный небольшой городок. Здесь мы впервые увидели трехэтажные многоквартирные дома, в которых живут самые «бедные» норвежцы. Дело в том, что каждый «порядочный норвег» имеет один или несколько частных домов. Жить в квартире – считается уделом бедных. Квартиры с панорамными окнами, воздушный дизайн, все в стекле…. 

В местной марине согласно нашим данным 200 мест для лодок. Однако к вечеру нет ни одного свободного и швартовка лагом в 2-3 яхты считается нормальной практикой. Норвежцы дружелюбно предлагают пришвартоваться к их лодкам. Из достопримечательностей в Leirvik есть церковь, музей якорей и морской музей. 

Вот и настала пора возвращаться. Нужно еще сдать лодки и составить план на завтра. Кто-то собрался провести день в Бергене, кто-то поехал в Восс, кто-то сразу в Амстердам…. Встретившись там в аэропорту на следующий день, все не переставали делиться своими впечатлениями… И как это обычно бывает, в эмоциональном порыве, решили, что обязательно нужно будет приехать сюда еще раз!