• Корпоративная регата в Москве и Подмосковье
    Мероприятия под ключ от 4 000 руб/чел
    Эффективное командообразование
  • Международные парусные регаты
    Опыт не требуется
    Позволь себе это сейчас!
  • Аренда яхты со скидкой
    Лучшие предложения по всему миру
  • Обучение яхтингу
    Начало - каждую неделю
    Получи собственные права капитана!
  • Аренда каюты на яхте
    с обслуживанием на борту
    Сейшелы, Мальдивы, Куба, Маврикий, Тайланд, etc
  • Отдых на маяке
    на самом краю Земли
    А вы когда-нибудь заглядывали за горизонт?
  • Аренда яхты в Москве и по всей России
    Романтика моря совсем близко

Путешествие на яхте в стиле Palaka

Мероприятие: круиз по Черногории и Хорватии на парусной яхте (17.09 - 24.09 2011)

Участница и автор текста: Елена Фабрикова, член клуба Sailing Art

17.09 Из холодной Москвы мы прилетели в Тиват (Tivat), температура воздуха 28 градусов, и что важно, туристический сезон уже стих.

Первое, что надо знать про Черногорию - это 10 Черногорских заповедей:

1. Человек рождается усталым и живёт, чтобы отдохнуть

2. Возлюби кровать свою как себя самого

3. Отдохни днём, чтобы ночью спокойно поспать

4. Не работай, работа убивает

5. Если видишь кого-то, кто отдыхает, помоги ему

6. Работай как можно меньше и всё, что можно, перекладывай на других

7. От отдыха ещё никто не умер!

8. Работа приносит болезни - не умирай молодым!

9. Если вдруг захочется поработать, посиди, подожди – увидишь, пройдёт

10. Когда видишь, что пьют и едят - присоединяйся, когда видишь, что работают - уйди, чтоб не мешать

..и что всё- Palakа (Don't worry - Be happy). Так что если вам перепутали заказ в ресторане или вообще что-то забыли - это  и есть Palaka. Относиться к этому надо так же - спокойно и сонно. К счастью, с бОльшим палакcтвом мы не столкнулись. 

При нашем размахе путешествий  - Атлантика, Карибы, Сейшелы, Норвегия, Полинезия, - мы все-таки решили  изучить яхтинг  в Адриатике, с подачи нашего  знакомого Евгения,  который предложил найти лодку и сопровождать нас. Он оказался  гостеприимным человеком и удивительным знатоком Черногории и Хорватии, и не только... По факту свободных лодок в Черногории и Хорватии на время нашего вояжа не было. Благодаря Евгению, лодка у нас была - красавица Beneteau Oceanis 50, которая ждала нас в Бока-Которской (Boka-Kotorska) бухте.  Боко-Которская бухта  - самая  врезающаяся вглубь материка часть Адриатического моря - входит в список 25ти самых красивых заливов планеты (остальные все в Скандинавии). Даже возник спор ученых - не фьерд ли этот залив? Но решили, что затопленный морем речной каньон. Прибрежная линия залива густо заселена еще со времен  римлян, византийцев, венецианцев. Один старинный городок с возвышающимися  соборами и их колокольнями переходит в другой. Когда солнышко  садится за горы, и наступают  красивые палакские сумерки, залив  начинает сверкать огоньками домов, как новогодняя елка. 

Город Котор (Kotor), который находится на юго-восточной стороне залива, и Которский залив - это отдельное удовольствие путешественника и самое большое наше впечатление от Черногории. Залив, окруженный горами, напоминает озеро в Альпах, и моря как бы нет вообще... Только вода соленая, и  в это "озеро" заходят  круизные  лайнеры с любопытными японцами или пятимачтовый учебный барк, вооруженный прямыми парусами, сообщающий о своем прибытии долгими гудками: "Смотрите все,  какой я красивый".  В Которе, у входа в старый город есть марина (вода и электричество в наличии). С лодки ты сразу попадаешь  в древнюю часть города, находящуюся под охраной ЮНЕСКО после землетрясения 1979 года. Узкие улочки, отполированная брусчатка, православные и католические соборы, много веков мирно существующие на одной территории, рестораны на площадях, сувенирные магазины.  Вдоль набережной  раскинулся рынок, где по выходным до  часу дня продаются овощи, фрукты, домашнее оливковое масло, козий  и овечий сыр, вкуснейшая прошюта, чиванчичи (колбаски-котлетки из телятины, надо жарить, очень вкусно!).  Прибрежная часть города - это еще не весь Котор, над городом  почти на отвесной скале  возвышается Которская крепость, куда  по извилистой лестнице уходили жители города, спасаясь от  набегов пиратов и турок, которым  так и не удалось взять Котор. Решив преодолеть этот путь по жаре, собери свою выносливость в кулак - высота 260 метров.  Но если ты еще более мужествен, силен, вынослив и любопытен, то дальше в горы ведет  дорога  - за крепость  на высоту 1300 метров. Она проложена еще  римлянами. Этот путь так и называется - Которская лестница, кто его преодолел из современников - науке неизвестно. Легче добраться до конца лестницы  на машине  по серпантину, откуда  открывается великолепный вид на Которский залив. 

18.09 Лодка ждала нас в Перчене (Percnj) на западной стороне залива (марина меленькая, вода электричество есть). Ранним утром мы вышли, любуясь великолепием природы, и уже через 3 мили были у городка Пераст (Perast), уцелевшего во время всех землетрясений. Его тихие улочки хорошо сохранили архитектуру византийцев и венецианцев. Напротив Пераста расположены два чудо-островка, которые ждали нас, отражаясь в утренней глади еще нераскаченного моря. На одном (остров св. Георгия)  в кипарисовой роще находится действующий Бенедектинский монастырь. На территории монастыря есть  старое кладбище, где похоронен знаменитый капитан русского флота, черногорец по происхождению, Марко  Мартинович. Туристов туда не пускают. На другом - церковь Богородицы на Рифе. Легенда гласит, что когда-то  люди нашли выброшенную морем на маленький риф икону Богородицы, и чтобы увековечить это событие,  жители города затопили старые лодки и корабли, засыпанные камнями,  построили на рукотворном острове  церковь, в которой до сих пор хранится икона. С тех пор моряки, выжившие в штормах и сражениях, приносили туда серебряные таблички с названиями кораблей. Браки, заключенные в этой церкви, считаются самыми счастливыми. А жители города, поддерживая традицию, каждый год  22 июня подходят к острову на лодках и кидают камешки в море. У искусственного острова  есть пристань, куда можно привязаться  частной яхте только  рано утром, пока еще не ходят лодки-такси с туристами, и погулять вокруг церкви. По слухам, в церкви хранится не только икона, но другие замечательные реликвии, но из-за раннего часа внутрь мы не попали.

Дальше наш путь лежал через горловину Которского пролива в другую часть Бока-Которски - Тиватский залив, чтобы уйти на северо-восток  в Дубровник. 

На восточной стороне пролива стояла на ремонте нефтяная вышка, к которой с упорством, не замечая нас, направлялась стая дельфинов, видимо, там предлагали что-то особо вкусное. А на западной стороне стояла отшвартованная  красавица Queen Victoria, мы даже сначала подумали что это Queen  Mary 2. Выход-вход в залив много веков  охраняют две фортификационные крепости, на самом деле их три: одна при выходе справа на материке, это граница с Хорватией, а две - на островах, преграждающих вход неприятелю в залив. На стенах  материковой крепости видны пробоины от снарядов. В общем, за два часа мы получили массу впечатлений. Описать окружающую  красоту невозможно, это надо видеть!

Из залива вышли в море, ветер 5-7 узлов, солнце светит, загораем, купаемся, любуемся. 

Административно, для россиян, чтобы уйти в Хорватию,  нужно "выписаться" из Черногории, это можно сделать в таможне Зеленики (Zelenika от Прченя 12 миль, не доходя до Herceg-Novi). Причал обозначен желтым флагом с буквой Q. Нужны документы на лодку, crew list, паспорта всего экипажа. Процедура бесплатная, занимает 10 минут. "Прописываются" в Хорватии в Цафтате. Капитенерия работает с 8:00 до 20:00, процедура та же, только надо платить  за пребывание в Хорватии. Стоимость для лодки 50-ти футов на неделю -  45 евро. На время прописки и выписки под правой краспицей поднимают желтый флаг. Не надо его забывать снимать, когда все документы оформлены. Мы забыли, нас не хотели пускать в Дубровник, отправляли на таможню. Но опять же все - Palaka.

От Котора до Дубровника - 48 м. миль. Напротив Дубровника есть остров Локрум, защищающий акваторию между Локрумом и Дубровником от ветра. Пользуясь этим, можно искупаться. Надо сказать, что  почти все побережье Черногории и Хорватии скалистое, песчаных пляжей очень мало, так что купание с лодки - самое оно в этих условиях, особенно если у тебя нет "противоежных" тапочек. В Дубровнике есть порт, но яхтам там стоять нельзя. Надо идти в марину ACI, это где-то 5-7 миль от Дубровника. Заход под вантовым мостом. Марина большая и уютно-парковая, ну какая-то "человеческая". Есть бассейн, футбольное поле, теннисный корт, массажный салон, магазин дельных вещей для лодок, сервис, ресторан и кафе с интернетом. Вода, электричество, стоянка для нашей лодки - 109 евро.

Вечером мы отправились в Дубровник, отлично сохранившийся для современников, благодаря своей особой военной тактике - сдаваться всем неприятелям. Деньги в Хорватии - куны, на такси до Дубровника 100  Кун = 15 евро, можно платить в евро. Прогулялись по старинным улочкам великолепного Дубровника. Зашли в Djazz кафе с живой музыкой, встретили пирата с огромными живыми попугаями, купили сувениры. Причем, если на центральной улице сувениры типа матрешек, то на параллельных - уже более арт-сувениры, платить можно в евро. 

На следующий день планируем зайти на чудесный  остров - национальный парк Млет (Mljet) и оттуда через Адриатику, ночным переходом 120 миль, в Италию до Бриндизи, время позволяет. Планируем.... , утром проснулись от воя вант, ветер  в хорошо защищенной марине дул до 25 узлов, волна в бассейне полбала (шутка).  По прогнозу над Адриатикой сформировался циклон с силой ветра 40 узлов, и к вечеру  глаз его будет рядом с нами. Да, Италия нам не светит, ну, в этот раз мы приехали отдыхать, а не преодолевать стихию по 20 часов подряд.

19.09 Натянули штормовые леера. Хорошо, что  с собой были ветровки и флиски. Вышли в сторону Млета, до него 35 миль. Идущие рядом лодки болтаются  в волнах, как неваляшки, некоторые разворачиваются и возвращаются в марину. Ветер 25-36 узлов, волна 2-3 балла, где-то гремит гром. Идем на западную оконечность Млета в местечко Полаче (Polace). По дороге ставим и снимаем паруса (ветер, хоть и меняет направление, но чаще «в морду»), чудом обходим грозовой фронт, надвигающийся на нас.  На одиноких маленьких островках видны старинные строения с белыми маяками на крышах, на самом деле  это стилизованные современные маяки, типичные для Хорватии и Черногории. Заход к Полаче через пролив, по берегам которого небольшие горы. Ветер стихает, картинка за бортом напоминает не то Норвегию, не то Валдай, не то Карелию. В Полаче марины как таковой нет, у ресторанов есть причалы с мурингами, но без воды и электричества. Условия такие:  заказываешь ужин - стоянка бесплатная. Закончив с помощью на швартовке, Jozzef хозяин ресторана и муринга, принес к корме столик с двумя бутылками. Бутылка с красной настойкой  - угощение для девочек, а прозрачная  бутылка в виде женского тела с жидкостью и какими-то листьями внутри, для мальчиков. Наверное, местные  афродизиаки,  на вкус так себе. Заказываем у Jozzefа три сибаса, четыре салата и идем гулять. В  прекрасной бухте  "кипит жизнь":  есть пекарня, минимаркет с мороженным, аренда машин,  туалет в доме Jozzefа, можно пользоваться, да и надо - вода в заливе очень чистая, а с соседних лодок купаются. К нашему возвращению ужин был готов - сибасы, каждый с небольшого тунца, продаются-то на вес! За все мы заплатили 125 евро, это была сама дорогая стоянка нашего путешествия. Сколько стоит стоянка без  сибасов, мы так и не поинтересовались. Во время ужина налетел сильный шквалистый ветер, с криками "бора!"  все, экипажи пришвартованных лодок, от приятной застольной беседы, рванули перевязывать лодки и путаться в веревках.  

20.09 Утром идет мелкий дождь. Дочка Jozzefа, с рюкзачком за спиной, побежала в школу. Мы едем в Национальный парк на внутреннее озеро. Аренда машины 330 кун на 2 часа, входной билет в парк 90 кун с человека, в стоимость билета входит поездка на лодке до острова  Святой Марии на озере. Машина, маленький джипик  с натяжной крышей и  дворником только у водителя. Как только сели в машину, дождь превратился в тропический ливень, крыша потекла двумя ручьями, стекла запотели, дорога - серпантин. Можно было взять и нормальную машину, но опять же - все Palaka, никто  же не промок. К счастью, дождь лил не более получаса, и к пристани мы шли без дождя, дыша  необыкновенно сладким воздухом с привкусом хвои. Нам, москвичам, такое не часто достается. У пристани на берегу озера сувенирный магазин и, что важно, почта. Лодки отходят каждые полчаса, путь до острова занимает 5 минут, да и эти минуты ты крутишь головой по сторонам, ахая и охая от красоты такой! На острове, по традиции, Бенедектинский монастырь. Предупредив нас, что обратно отправляется через полчаса, наш капитан сел играть в карты с другими капитанами. Мы отправились по горной тропе на прогулку вокруг монастыря, осмотрели часовни, раскопки, витражи, зашли в церковь, по виду православную, поставили свечки, в назначенное время вернулись на пристань. Наш капитан играет в карты. Мы пошатались немного. Он играет. Выпили чаю, кофе. Он играет в карты. Я поболтала с парнем, сопровождавшим группу немцев (летом он работает в Хорватии гидом, а зимой возвращается к семье в восточный Берлин). Наш капитан играет в карты. Ну, Palaka, ребята, партия закончена, теперь можно  и обратно. Вернувшись к  нашей лодке, мы отдали машину и, простившись с Jozzefом, направились в Цафтат (40 миль)  "выписываться", больше планов в Хорватии у нас нет. Если бы мы решили  идти в Италию, то имея открытый шенген, могли смело направляться к итальянским берегам, Мы  даже рассчитывали, что не весь экипаж имея шенгенскую визу, будет принят в с моря в марине Бриндизи, но не удалось проверить!

Ветер стих до 20 узлов, и море немного успокоилось, но что неприятно - ветер опять «в морду», вот везет! 

В Цафтат пришли в темноте. Стоянки для яхт нет, мурингов нет. Можно пришвартоваться лагом в таможенной зоне, обозначенной желтым флагом, только  на время оформления документов, затем ты должен уйти. Но мы были хитры! Зашли без 15ти восемь в капитанию, без документов, с наивным вопросом: "До которого часа Вы работаете?", - и получили ответ в нужном нам тоне:  "Даже не рассчитывайте, через 15 минут я закрываюсь!"  Ну да, мы  же не успеваем оформить документы в капитанерии, затем размеренным шагом дойти до полиции, поставить там отметку и вернуться. А это нам и надо, мы остаемся до 8 утра на таможенной швартовке, а не выходим ночью в море!  Счастливые, мы успели забежать в аптеку, где вполне адекватная хорватская девочка помогла нам подобрать лекарства, для приболевшей части нашего экипажа. В Черногории этот фокус нам не удался. Черногорский дядечка в белом халате и с бабочкой на шее сделал палакский вид и на все вопросы ответил: "Нет". 

Позже  на таможню пришла еще одна лодка,  мыкалась-мыкалась, мы ее позвали привязаться к нам лагом. Оказались израильтяне, за  понимание, мы получили бутылку красного хорватского вина. 

Таможенная зона длинной 20 метров, в люке на берегу есть шланг с водой для полива газонов,  так что водой можно заправиться, а  провод, который висит на лавочке, - это не электричество, а розетка для газонокосилки. В кафешках на набережной есть интернет.

21.09 Рано утром на таможню  подошла еще лодка, с экипажем из двух человек, шустрые и загорелые  муж с женой лет 70ти. Пришли на своей яхте из Австралии, провести полгода в Средиземноморье. Вот нам бы такую старость! Привязались  к пирсу кормой и бортом к израильтянам, т.е. к их носу, защитив себя от якоря фендером. В этом клубке лодок, естественно, завязался разговор.  Молодые израильтяне сказали, что яхтинга в Израиле нет, пожилые  австралийцы, выросшие под парусом, рассказали, что провели в Израиле три недели, и каждый день выходили в море.  А мы, дети московских пробок, бампер впередистоящей машины - нам муринг, промолчали.

Ну все, документы оформлены, дальше наш путь лежит в Будву (Budva),  без захода в Зеленику, в марине Будвы есть таможня, где можно  бесплатно  "прописаться" обратно в Черногорию.  До Будвы 30 миль. Ветер 15-20 узлов, солнце светит, идем под парусами со скоростью до 9 узлов. Часть Черногории, куда мы направляемся, называется Будванская Ривьера. Песчаные пляжи  и красивые виды обеспечивают будванцам наплыв туристов в сезон. Если  немного пройти за Будву, можно подойти к острову-"пирожку"  св. Стефана (sv.Stefan). Во всех рекламных буклетах есть его фотографии.  На острове - не Бенедектинский монастырь, а жилые дома и гостиницы, нависающие окнами и балконами над морем. Островок соединен с материком дорогой  и контрольным пунктом, попасть на остров можно только по пропуску.  На обратном пути, прошли мимо острова св. Николая (sv.Nikola), преграждающего путь непогоде в Будванскую бухту. На острове небольшие песчаные пляжи. Два года назад часть скалы острова обрушилась на пляж, что хорошо видно с моря, но никто не пострадал, дело было не в сезон.  Св. Николай, своей северной оконечностью, тоже когда-то был соединен с материком дорогой, во время землетрясения 1979 года дорога разрушилась и ушла под воду, и сейчас лежит под водой как раз вдоль захода в марину. Надо внимательно смотреть лоцию. Марина  расположена у Цитадели, так что опять с лодки попадешь в старый город. В городе крепость-музей, вход  3 евро, там можно посетить библиотеку с изданиями Карла Маркса и морской музей с пятью экспонатами. И опять же, пейзажи с крепостной стены прекрасны. Единственное, что омрачает вид, это недостроенный жилой комплекс, который так и останется комплексом-"призраком" - русские постарались. Mirax начал строительство на заповедной земле без разрешений и других документов, был большой скандал, кого-то даже посадили?

Гуляя по улочкам, наткнулись на  магазин Gaastra и блошиный рынок, затем отправились на площадь перед отелем  есть знаменитый рыбный суп из морепродуктов: рыбля-чорба называется. Супчик  был вкусен и вполне нормальная порция, а вот стейк, заказанный Сергеем, был размером  с небольшой подносик. Пришлось звать местных кошек на помощь, кошки радовались. На обратном  пути купили в офисе марины интернет-карточки за 5 евро 2 часа. Никто не смог подключиться к этому палакскому интернету. Зато  в английском пабе, на берегу, все подключалось хорошо.

Я, просыпаясь рано утром, люблю встретить солнышко. Ранним утром, улизнув с лодки, пошла гулять в старый город. На рассвете все города прекрасны, но первый раз в жизни я гуляю, по игрушечным старинным улочкам, где накануне кипела жизнь,  а теперь они совершенно  пусты, я одна - никого!  Такое впечатление, что волшебница Гингема унесла всех жителей. Волшебство кончилось в ресторанчике марины, где хозяин уже готовился к приему посетителей, и просто угостил меня кофе, а хромой старичок, сошедший с лодки и бодро направляющийся в ресторан, подмигнул и  пригласил покататься на лодке. Хотя, что считать волшебством!? Может быть, простая, между делом, расположенность и приветливость,  для нас  озлобленных москвичей, и есть волшебство!

 22.09 Перед отходом мы хотели искупаться на городском пляже у стен крепости, но пляж и вода были грязны, что нас не вдохновило. Теперь  наш путь лежал в Тиват. В самом Тивате делать нечего, но нам любопытно посмотреть марину Porto Montenegro. 

По пути зашли в бухту Бигово (Bigovo), в уютной бухте есть якорная стоянка и пристань у маленького поселка. Слева пляж Плави Горизонты (Голубые Горизонты), тоже популярное место отдыха. Он оборудован  подсвеченными дорожками для прогулок и сходами в море в скалистой части пляжа.  Искупались с лодки, температура воды 28 С.  Дальше идем вдоль побережья  изрезанного  гротами разных размеров. В хорошую погоду туда возят туристов, а с яхты можно прогуляться по гротам на тузике. Но на море было небольшое волнение, и мы осмотрели гроты в бинокль. А в бинокль еще видно и самую высокую гору Черногории -  Ловчен (Lovcen), 1748 метров у подножья которой расположен Котор. На одной вершине горы  коммуникационные антенны, а на другой  какой-то монумент. Ну вот, этот монумент сооружен на месте бывшей часовни, места  многовековых паломничеств. Часовню снесли в советские времена,  для воздвижения монумента. Черногорцы считают, что это и послужило причиной разрушительного землетрясения в 1979 году. А Пераст устоял, видимо, спасло почитание к святыне.

При заходе в Тиватский залив марину Porto Montenegro видно издали, опознавательный знак - большой подъемный кран, на четырех ногах, красно-белого цвета. Марина  строится на территории бывшего судо-ремонтного завода, а кран решили не демонтировать и оставили как память, да и издали хорошо видно. Вход в марину слева от крана. Вот тут-то и  начались странности. Нас никто не встречал, и рация молчала. В марине стоят только супердорогие, супермоторные, суперяхты. Такая лодка как наша, видимо, никого не интересует, и законы морского братства перестают работать. Мы даже вышли обратно из марины, думая, что прозевали плакат с указанием канала связи с капитанерией - нет плаката. Мы прошлись перед капитанерией и так и этак, показывая, что за кормой, на усах,  висит тузик, и нам очень нужна помощь на швартовке. Ноль внимания - вот это Palaka!  Хорошо, была возможность подойти к низкому причальчику лагом.  Сергей соскочил на пирс и побежал  к месту нашей предполагаемой швартовки. Странности продолжались.  Лодки стоят на двух мурингах. Соседняя лодка Oyster умудрилась привязаться не к своим мурингам,  и стояла как-то косо. На поиски наших мурингов, мы  потратили минут 40. Вариантов было больше чем надо, причем каждый  муринг имел красную или зеленую пометку, по логике зеленый справа, красный слева, нашей логике это не соответствовало. Как только вся возня закончилась, в темноте, из закрытой акватории, появился дядечка на моторке, откуда он взялся? Объявил, что с нас 100 евро и электричество платное, 5 евро депозит, утром мы проснулись отключенные от энергии.  

А в марине - ночная красота! Подъемный кран весь в лампочках. Подсвечены пальмы и другие деревья. Фонтаны. Безлюдные суперяхты, отшвартованные на зиму, светятся и снизу и сверху. Бутики с ассортиментом для безумных сверкают галогеном. Ресторан с признаками шика, не будит в нас, любителей выпить на берегу в приятном месте, желания зайти. Над всем этим возвышаются темные действующие строительные краны - жилые комплексы и марина продолжают расширяться. А завершает пейзаж огромная и страшная, настоящая подводная лодка. Стоит на обрубленных рельсах  - видимо, так торопились, что забыли ее на берегу. Рядом с лодкой, в старом  цехе, музей трудовой славы бывших коммунистов черногорцев. 

Надо сказать, что на весь этот размах, три душевые кабины на въезде в марину, ключи надо брать у вечно улыбающегося охранника в будке. Об этом надо догадаться. Ну а может быть, весь этот мой сарказм неуместен. В марине Монте-Карло я была только сухопутным путем, находясь там на учебе. И утром, перед занятиями, специально ходила в кафешки марины  посмотреть на яхты и выпить кофе. Насчет душевых кабин для 50ти футовых лодок не интересовалась, хотя они там стоят. А может, с них так и льют мыльную пену с канализацией в акваторию?  Наши капитаны этого не позволяют. 

23.09 Утром прогулялись по набережной Тивата с одной целью - посмотреть "простую" марину Тивата, что находится в километре от места нашей стоянки. Оказалась, рыбацкая бухта без воды и электричества, где много маленьких моторок, 2-3 мачтовые яхты, только у самого входа. Офис-будка закрыт. 

Прощай Porto Montenegro! Мы возвращаемся домой, в полюбившийся нам, Которский залив, и пригород Котора под названием Доброта

(Dobrota), на улицу Добрых людей (не шучу). 

Вечером, почистив перышки, пошли в  местный ресторан. Дорогие машины на стоянке, дядечки в костюмах с галстуками, все приветливо улыбаются. Ухоженные и подсвеченные дорожки, мостики, падок с угрями и другой рыбой. С одной стороны ресторана - Которский залив, а с другой горная река, обрушивается из горы в море. Летом река считается  пересохшей, т.е. журчит  так, что можно разговаривать. Все заказанное  -  салаты, кальмарчики фаршированные креветками, осьминоги на грили - в к у с н о. Из ресторана возвращались пешком, вдоль домов на самой кромке залива. Дома либо старинные, либо построены в старом стиле - это частные  дома или маленькие гостиницы-виллы. Редко где светятся окна. Напротив  каждого дома свой пляж - бетонная плита с шезлонгами, грилем и садиком.  В море можно спуститься только по лестнице - думаем о том, как  тут можно приспособиться отдыхать с маленькими детьми. Надо утешать себя тем, что скалистые и галечные пляжи более чисты и экологичны.

24.09 Самолет у нас сегодня  вечером, в 17:30. Но, в 8 утра наш экипаж уже собран и готов к поездке в горы, до города Цитинье (Cetinje), бывшей столице Черногорского королевства. Едем  вглубь гор по чарующему серпантину. 25й поворот со смотровой площадкой -  под нами взлетная полоса Тиватского аэропорта упирается в Тиватский залив, где мы только вчера стояли.  Выше в горах, поворот с видом на Которский залив -  ну, красота должна спасти мир! С гор спускаемся в долину, но там нет привычного итальянского сельскохозяйственного вида - домики, вокруг виноградники, оливковые рощи, овечки, козочки. Домики есть, но виноградников и рощ нет, и овечек нет. Где эти палакские ребята выращивают все, что продается на рынке и в магазинах - непонятно!  

В Цетинье  много  красивых  домов -  бывший королевский дворец и  резиденции посольств, построены в 19м веке. Все хороши, только  бывшая русская резиденция выглядит как укрепленно-нападающая крепость. Вернулись мы в Котор через Будву. Ну вот, неделю  ходили туда-сюда, а на машине объехали все за три часа. А что удивляться - морское побережье Черногории всего 53 километра, а это мы еще не дошли на лодке до Бара и 13ти километрового неухоженного пляжа Альде-Баян на границе с Албанией.

Вот и все, мы вернулись в холодную, с ее неприветливыми пробками и удручающей TV-новостями, Москву. 

Palaka, мой Друг, Palaka!

P.S.:  Где находится в сентябре Черногорско-Хорватский флот парусных яхт, осталось загадкой. Пять лет назад, в августе, я была в Хорватии. Проходящих, под парусами рядом или на горизонте, лодок было не счесть. В этот поход - единственная марина, которая издали манила лесом мачт - марина ACI в Дубровнике, там стоял флот SunSailing. На Млете было 9-10 яхт, в большой марине  Будвы я насчитала 12 мачт, в Porto Montenegro - не больше 10ти...